Главная / Журнал / 2011 НОЯБРЬ / Скрылся в тумане
5
8 часов НОЯБРЬ 2011
скрылся в ТУМАНЕ
6

Существуют три основных погодных фактора, повышающих аварийность на дорогах более чем вдвое — дождь, гололед и туман. Октябрь – месяц туманов, и перспектива попасть в аварию осенью весьма велика.


Вадим Владимиров

СДЕЛАЙ ПАУЗУ

В тумане настоящей проблемой становится искусственное освещение. В густом тумане городские фонари совсем не помогают. Их слабый свет образует непроницаемые белые пятна, которые только ухудшают видимость. Водителям приходится сильно напрягать зрение, чтобы увидеть дорогу, поэтому глаза быстро утомляются. Не пытайтесь превозмочь усталость, лучше ненадолго остановить автомобиль и отдохнуть, закрыв глаза. При этом машину поставьте как можно ближе к краю дороги и оставьте габаритные огни включенными.

Мокро, дождливо, ничего не видно – в молочном тумане череда автомобилей медленно движется по трассе. Хотя, движется – это, пожалуй, преувеличение. В основном, машины стоят и лишь редкие лихачи рискуют проскочить сложившийся затор по встречке. Специалисты Гидрометцентра подсчитали, что в европейской части нашей страны насчитывается около 40 туманных дней. Их опасность не только в том, что ничего не видно на расстоянии вытянутого столба, но и в том, что туман существенно искажает истинные расстояния и скорость движения транспорта. Причем, не в лучшую сторону. По словам специалистов Управления ГИБДД, дистанция до встречного автомобиля в тумане всегда кажется больше, а его скорость – меньше, чем на самом деле. Еще одна его коварная черта – туман изменяет восприятие практически всех цветов, за исключением красного. Например, желтый сигнал светофора может показаться красным, а вместо зеленого вам «подмигнет» желтый. Однако именно эти свойства могут сыграть водителям на руку. Так, красные автомобили особенно заметны в тумане. Именно по этой причине на «туманном Альбионе» так популярны знаменитые красные автобусы, красные телефонные будки и прочие «красности», выделяющие их на сером фоне.

7
8 часов НОЯБРЬ 2011

ТУМАННЫЙ СПЛИН

В Англии, славящейся густыми туманами, в такую погоду останавливается все движение, иногда даже на несколько дней. Британцы давно поняли, что в тумане просто невозможно продемонстрировать свое искусство вождения. Ведь его результаты зависят совершенно не от умения управлять автомобилем, а исключительно от случайности. В густом, как молоко, тумане вероятность счастливо добраться до цели примерно такая же, как найти иголку в стоге сена. Поэтому остановиться и ждать прояснения погоды – лучшее, что можно придумать в этом случае.

Часто многие водители отрываются от спинки кресла и прижимаются к стеклу, пытаясь разглядеть впереди дорогу. Но бывалые ездоки считают это ошибкой. Оттого, что вы на 40 см приблизитесь к стеклу, лучше видеть не станете. А в случае необходимости принятия экстренных мер – вы этого уже сделать не сможете.

МОКРЫЕ УЛИЦЫ – ИНОМАРКИ ЦЕЛУЮТСЯ

Понятно, что при «туманном» подходе очень легко потерять ориентацию и «поцеловать» авто, которое едет прямо перед вами. Недаром те же специалисты Управления ГИБДД отмечают, что опасность тумана как раз и заключается в том, что возникают «цепные» аварии: когда друг за дружкой на дороге сталкиваются одновременно несколько автомобилей. Опытные водители в тумане придерживаются тактики «каждый сам за себя». То есть, стараются избегать попадания в плотную колонну транспортных средств, так как в любой цепи может оказаться «слабое звено» – полусонный или неопытный водитель.

8

Я СПРОСИЛ У ТОПОЛЯ

Как же ехать в туманную погоду? Ведь большинство из нас не могут переждать непогоду дома. Немного среди нас стюардесс и пилотов, у которых из-за туманов рейс откладывается.

Один из вариантов – поменять «зал ожидания» в автомобильной пробке на другой вид транспорта. Например, временно пересесть на электричку или метро. Если такой возможности нет, то водителям, временно ставшим «ежиками в тумане», пригодятся советы специалистов ГИБДД:

  • Максимально упрощайте себе жизнь. Не выезжайте на середину дороги, держитесь как можно ближе к краю проезжей части,
9
8 часов НОЯБРЬ 2011

старайтесь избегать перестроений, опережений, обгонов и других маневров.

  • Чтобы улучшить видимость, включите стеклоочиститель – он «вытрет» туман со стекла машины. В случаях, когда стеклоочиститель не помогает, откройте окно и двигайтесь вдоль края шоссе, за которым непосредственно наблюдаете. Помогут сориентироваться дорожные столбы, тополя и прочие деревья вдоль дороги.
  • Скорость передвижения выбирайте в зависимости от видимости.

Рассчитывайте ее, исходя из тормозного пути, например, при скорости 30 км/ч, на сухом покрытии тормозной путь будет составлять 13 метров, а на скользком – 45 метров.

10

Обычная дорожная грязь может снизить яркость обычных фар на 20%. То же самое относится и к противотуманным фарам. И протирать фары перед каждой поездкой – не столько барское дело, сколько просто хорошая привычка.

При скорости 60 км/ч – 37 и 155 соответственно. При скорости 90 км/ч – 70 и 335. Хотя тормозной путь также зависит от других факторов – например, веса машины и типа используемых тормозов. В любом случае, горизонт видимости перед вашим авто ни в коем случае не должен быть меньше тормозного пути.

  • Выключите музыку и приоткройте окно. Часто в густом тумане ориентация по звуку спасает жизнь – тут можно вспомнить законы физики. Для тех, у кого с памятью «не очень», напоминаем – при

повышенной влажности хорошо передается любой звук. Поэтому когда совсем-совсем «не видно ни зги» – время открыть окно и прислушаться к дороге. Для собственного обозначения можно периодически сигналить.

  • Двигаясь в тумане днем, включите ближний свет фар. Противотуманные фары же должны быть правильно установлены и отрегулированы. Если поставить приборы чуть ниже, чем требуется, луч света в конце тумана не появится. Наряду с противотуманками эксперты рекомендуют ставить и ксеноновые фары. «Из всех опций, предлагаемых автопроизводителями, ксеноновые фары, на мой взгляд, самая полезная. Ну, или одна из самых полезных, – считает Эрнест Циганков, директор Центра высшего водительского мастерства. – Ксенон относится к опциям, которые не просто служат для облегчения
11
8 часов НОЯБРЬ 2011

ПРОГНОЗ ИЗ-ПОД КОЛЕС

В Красноярске в прошлом году на помощь сотрудникам ГИБДД пришли метеорологи. Стало возможным предсказать туман, гололедицу и снегопад за несколько часов до того, как ситуация на дороге начнет ухудшаться. Специальные датчики, вмонтированные в дорогу, передают информацию на станцию, затем данные поступают на компьютер к диспетчерам. Предупредить о снегопаде, ливне или тумане метеорологи могут за 2–3 часа до возникновения осложнений на дороге.

Самая большая опасность при движении в тумане – автомобили, едущие без света, велосипедисты и пешеходы, на которых легко наехать прежде, чем их заметишь.

вождения, они защищают жизнь. Лучи ксенонового света легко пробивают туман и освещают не капли дождя или тумана, а именно полотно дороги».

Эксперт предупреждает, что на рынке в настоящее время продаются и «псевдоксеноновые» фары. Их единственное сходство с настоящими – голубоватое свечение, но мглу они не пробивают.

  • Можно использовать и более продвинутые решения. Многие современные автомобили оснащены системами, помогающими при передвижении в тумане. Например, система City Safety, разработанная Volvo, с помощью радара отслеживает все объекты впереди машины на расстоянии шести метров. Если устройство решит, что дистанция до впереди идущего автомобиля сокращается слишком быстро, то приведет тормоза в максимальную готовность, чтобы водителю было легче остановить машину. В случае, если водитель
12

все же не нажмет на тормоз, City Safety сама остановит автомобиль.

  • Все знают о солнцезащитных очках, но мало кто слышал о противотуманных. А зря! Они повышают остроту зрения и контрастность: скрытые за дымкой предметы сквозь них видятся более четко, поэтому и различить их можно на большем расстоянии.
  • Возможно, вам пригодится разработка ученых из Массачусетского технологического института (США). Они создали покрытие, которое воду притягивает. С новым покрытием капли совсем не формируются – вода растекается по стеклу неразрывной и чрезвычайно тонкой пленкой, которая вследствие рассеивания света исчезает, а стекло сохраняет прозрачность. Жаль, что пока не придумали аналогичные стекла для борьбы с туманом внутри салона после «вчерашнего».